Люди, выступающие за упрощение процедуры
передачи музейных экспонатов церкви, воспринимают материальную культуру
как недвижимость, а духовную - как имущество, считает директор
"Эрмитажа" Михаил Пиотровский. Об этом он написал в газете "Время новостей". По их мнению, инициаторы поправок не
понимают, что "культурное наследие и есть духовность нации", и
воспринимают музеи "как склад, полезный для удовлетворения разных своих
амбиций и интересов". О том, чтобы процесс реституции церковной
собственности нужно ускорить, а также придать ему правовые рамки, 5
января на встрече с патриархом Кириллом заявил премьер-министр Владимир
Путин.
Пиотровский подчеркивает, что религия и культура не противостоят друг
другу и музеи и церковь "институционально хранят и развивают духовное
наследие народа и человечества". По мнению директора "Эрмитажа", музеям
и церкви надо договариваться напрямую, без посредников. "Посредники
нередко хотят замолить собственные грехи за чужой счет или использовать
духовную энергию религии и культуры в целях весьма приземленных", -
отмечает он. Историю со временным перемещением иконы Торопецкой
Богоматери из Русского музея в подмосковных храм показывает только силу
денег, считает Пиотровский. "Если по прихоти богатого верующего можно
изъять из национального музея древнюю и хрупкую икону, которую вполне
можно заменить освященным списком, значит, можно все, значит, можно
превращать святыню в недвижимость", - полагает он.
"Обращает на себя упорное желание изъятия экспонатов именно из
музеев, где они лежат в целости и безопасности", - отмечает
Пиотровский. Однако, по его данным, из церквей ценности попадают в
частные коллекции и "непонятным образом" вывозятся за границу.
"Казалось бы, государственный аппарат мог бы потратить силы, средства и
влияние на то, чтобы, возвращая эти иконы, компенсировать свою вину
перед церковью. Но, увы, происходит обратное: власть переключилась на
музеи своей страны", - пишет он. Также у него создается впечатление,
что "церковь будто бы участвует в новой атаке на общественное
культурное достояние". "Это вызывает глубокое сожаление и может нанести
урон самой церкви, возродив самые печальные стереотипы, связанные с ее
образом в русской истории и культуре", - пишет директор "Эрмитажа".
Пиотровский подчеркивает, что нельзя представлять передачу
церкви госимущества как восстановление справедливости. По его словам,
"разорять музеи, святилища и храмы культуры так же вопиюще
несправедливо, как и разорять церкви". Глава Эрмитажа понимает, что
сейчас церковь стала важнейшим общественным институтом, она
востребована властью и ей нужны помещения, храмы и ритуальные предметы.
"Для этого совершенно нет нужды разорять музеи, - считает Пиотровский.
- Можно строить новые церкви и здания для церкви или как компенсацию за
то, что церкви передается. Нужно и можно делать копии вещей, хранящихся
в музеях, покупать старинные иконы у коллекционеров и торговцев по
всему миру."
Законопроект о передаче госимущества религиозным организациям
готовился Министерством экономического развития с 2007 года. Несмотря
на отсутствие такого закона, возвращение церковной собственности их
бывшим хозяевам уже происходило. Так, за последние 15 лет РПЦ получила
в собственность более сотни храмов на основании только распоряжений
правительства. Недавно было принято постановление, в соответствии с
которым РПЦ сможет получить не только федеральную, но и региональную
собственность. Согласно новому законопроекту, чтобы получить имущество в
собственность, религиозной организации необходимо обратиться в
уполномоченный орган с заявкой, в которой она должна "доказать свое
право на получение имущества". Пока такой орган не определен, но в
правительстве предполагают, что, скорее всего, им станет Росимущество.
Речь в законопроекте идет не только о возврате храмовых
комплексов и земель, но и имущества, которое относится к музейным
предметам и коллекциям из музейного фонда России, а также архивных
документов. Церковь не сможет претендовать только на особо ценные
объекты – памятники и ансамбли, включенные в список всемирного наследия
ЮНЕСКО (например, храм Василия Блаженного или храмовый ансамбль
Московского Кремля; всего таких объектов около двадцати).
|